MForum.ru
26.02.2006, MForum.ru
Комаровский Денис, генеральный директор, Sony BMG Russia выступил с докладом "Операторские решения на рынке мобильного контента" в рамках конференции Wireless Content 2006. Back to Business - Russia and Globally, посвященной теме мобильного контента и VAS. Предлагаем подписчикам "Контент+" публикацию по материалам доклада, подготовленную MForum.
Как отметил один из предыдущих докладчиков, в последнее время правообладатели стремятся поднимать свою долю в доходах CP. Наша компания, как раз и является одной из компаний, входящих в эту группу.
Для начала - несколько слов о компании.
Музыкальная индустрия в течение двух десятилетий, начиная с появления MTV, переживала интенсивный рост. Все было замечательно, компании увеличивали объемы продаж на 10-12% в год. Но с середины 90-х годов сформировался спад, связанный, как с ростом пиратства, так и с появлением технологий, которые позволили потребителям обмениваться музыкальными файлами, не платя правообладателям. В связи с этим, в музыкальной индустрии началась масштабная консолидация. Если раньше в индустрии можно было насчитать 7 крупных компаний, занимавших 80% рынка, то сейчас эту же долю имеют всего 4 крупнейших компании.
Компании Sony и BMG, в поисках путей выхода из сложившейся ситуации, после долгих переговоров пришли к объединению в 2004 году. По состоянию на 2005 год средневзвешанная доля объединенной компании составляет около 23% от мирового легального рынка. Основные конкуренты компании, ведущие мейджеры рынка - Universal, EMI, Warner Music.
В состав компании Sony BMG входит группа хорошо известных, в том числе и в России, лейблов. Например, Zomba - это ранее независимая компания, выпустившая Бритни Спирз, приобретенная BMG в 2003 году.
Среди самых известных артистов - Элвис Пресли, Френк Синатра и другие, среди самых модных - Бритни, Пинк и т.п. Всего в каталоге компании более 2 тысяч исполнителей и более 10 тысяч альбомов.
Несколько слов об истории компании в России. Компания BMG пришла в Россию еще в 1995 году, когда была организована "дочка". В 1999 году появилась Sony Music Russia, а в 2005 году наконец и к нам пришло объединение - было создано представительство Sony BMG Music Entertainment Russia. В разные годы мы подписывали контракты с такими исполнителями, как "Би-2", "Сплин", "ВИА Гра", Линда. Саундтрек к телесериалу "Бригада" стал одним из самых успешных проектов с точки зрения продажи - было реализовано более 500.000 единиц на физических носителях (очень большой объем для российского рынка), а рингтон "Бригады" стал одним из наиболее успешных в этой области.
В условиях падения продаж музыки на физических носителях, в последнее время компании начинают уделять больше внимания цифровому рынку. Несколько лет назад такой рынок почти не существовал, поскольку ведущие компании очень консервативно к нему относились, опасаясь за то, что не смогут контролировать свои копирайты. Тем не менее, за прошедшие годы в всех мейджерских структурах, в том числе в Sony BMG были созданы специальные подразделения, уделяющие особое внимание развитию именно цифрового бизнеса.
По информацию международной федерации производителей фонограмм (основная организация объединяющая основных игроков музыкальной индустрии), объем цифрового рынка сегодня составляет $1.1 млрд (по итогам 2005 года), что соответствует росту на $380 млн за 1 год.
Количество треков, которые на сегодняшний день были легально скачены, составляет 420 млн, что соответствует росту в 20 раз по сравнению с 2003 годом. Тем не менее, доля доходов от цифрового формата в доходах рекорд-компаний, варьируется от 0% до 12% (в зависимости от компании и территории), составляя в среднем около 6%.
Можно отметить рост числа легальных сайтов, позволяющих скачивать продукцию. Можно отметить и серьезный рост базы песенных каталогов, которые позволяют потребителю получить доступ даже к тем записям, которые сейчас недоступны на физических носителях. В условиях, когда наблюдается сокращение числа точек продаж музыкального контента, их укрупнение, выбор, доступный потребителю в магазинах уменьшается. Едва ли не единственной возможностью получить необходимую музыку становится цифровой формат.
Необходимо разделить цифровой бизнес на две основных составляющих. Для сегодняшней аудитории наибольший интерес составляет мобильный бизнес, но я хотел бы остановиться и в целом - на цифровой загрузке.
Доходы Sony BMG от цифрового контента превысили $ 300 млн, при этом доля мобильных загрузок составила 50%. В Европе наиболее динамично развиваются рынке в Германии, Франции и Италии - заключено уже более 300 контрактов с мобильными и online-дистрибуторами, 10 ведущих контрактов обеспечивает нам 65% доходов.
Модели бизнеса в Европе отличаются от модели, существующей в России. В России мобильные операторы работают с контент-провайдерами, которые самостоятельно очищают права. В Европе существует иная система, когда рекорд-компании заключают соглашения напрямую с операторами. При этом операторы очищают смежные права у рекорд-компаний, а авторские права очищает рекорд-компания у ассоциации авторских обеществ.
Поясню, когда осуществляется продажа музыкального контента (не рингтонов), а полноформатных произведений, у нас присутствует две группы прав - смежные права, принадлежащие рекорд компании, и авторские права, принадлежащие различным издателям. В случае, когда отдельный оператор работает с рекорд-компанией, ему работать просто, поскольку не требуется очищать авторские права, которые очищает рекорд-компания.
В России сегодня ситуация иная. Контент-провайдеры вынуждены заключать 5-6 договоров с различными издателями, чтобы "покрыть" весь репертуар и, соответственно, заключает договор с рекорд-компанией, чтобы иметь возможность легально торговать музыкальным контентом.
На слайде также показаны проценты разделения дохода между мобильными операторами, агрегаторами, издателями. В частности, издатели берут 9-10% от конечной цены продукта, агрегаторы 10-15%, а операторы 20-35%. В России, как известно, соотношение иное, что делает затруднительным для рекорд-компаний предложение всего каталога.
Хотел бы обратить внимание на формы контента, которые сегодня предлагаются на рынке Европы и средние европейские цены на различные его виды.
Наиболее популярной формой контента являются рилтоны (real tones), которые потихоньку, а кое-где и достаточно активно, вытесняют полифонические и монофонические рингтоны, рингбектоны (RBT), графика, новая продукция - видео и видеотоны, возможности полнотрековой загрузки и видеостриминг.
Применительно к ситуации в России, будущее, по-моему, за рилтонами. Рилтоны будут вытеснять, как монофонические, так и полифонические рингтоны и чем шире будет предложение, тем скорее это будет происходить. На сегодняшний день наша компания готова предлагать российскому рынку все виды контента по нашему международному и локальному каталогам и готова к сотрудничеству с ведущими компаниями.
На Западе во многих странах существуют Ассоциации издателей, обращаясь в которые можно оперативно получать справку, каким авторам принадлежат права на то или иное произведение. Со смежными правами дело еще проще, фонографические права носят исключительный характер, скажем, альбом Мадонны может выйти только на Warner Music и не может выйти на Sony BMG.
В России я бы рекомендовал обращаться в российскую фонографическую Ассоциацию, которая сегодня объединяет около 40 рекорд-компаний и там получить справку о по произведениям из каталогов этих компаний. Какой-то общей, центральной организации в России, где можно было бы получить всю информацию, сегодня в России нет и вряд ли она может быть создана.
Следует понимать еще одну разницу между рингтонами и рилтонами. Создание рингтонов подразумевает наличие издателя, т.к. здесь затрагиваются авторские права ("Первое музыкальное издательство", "СБА", "Свит онли паблишер" и др.). Рекорд-компании занимаются смежными правами. Мы, например, не имеем никакого отношения к рингтонам. Если кто-то из CP хочет заниматься продажей зарубежных рингтонов, ему следует обращаться к издателям. Если же CP продвигает рилтоны, то ему необходимо заключать соглашение и с рекорд-компанией и, соответственно, с издателями.
Учитывая, что схема работы в России отличается, мы внесли определенные коррективы в свою ценовую политику и уже подписали ряд контрактов на продажу наших рилтонов в России. Для сравнения - на Западе за смежные права компания просит у оператора в районе 40-42% - это пока что невозможно в России. Но мы открыты для предложений, готовы работать, а цифры могут обсуждаться.
© запись А.Бойко, "Мобильный форум"
Другие материалы конференции -->>>
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru