MForum.ru
26.02.2006, MForum.ru
Пристинский Андрей, руководитель направления стратегического развития, i-Free выступил с докладом "Оператор сотовой связи и контент-провайдер. Как вместе развивать рынок дополнительных услуг. Взгляд провайдера" в рамках конференции Wireless Content 2006. Back to Business - Russia and Globally, посвященной теме мобильного контента и VAS. Предлагаем подписчикам "Контент+" публикацию по материалам доклада, подготовленную MForum.
Андрей Пристинский |
Программа доклада:
Построение СРА программ операторов
|
В 2000-м году, позавчера, каждый
контент-провайдер строил свои отношения с оператором на основе индивидуальных
договоров и, зачастую, различных экономических моделей. Условия договоренностей
были 50 x 50 или "как договоримся".
1,5-2 года назад, " в чера" произошли некоторые , в целом позитивные , изменения - у операторов
появились стандартные договоры, условия
работы стали одинаковыми для различных провайдеров, в целом появилась некоторая
прозрачность работы CP и операторов.
Как ова модель работы " сегодня " ?
Прежде всего с формировались CPA-программы
на базе единого договора, уравнивающие до некоторой степени права и возможности
различных CP. Соответственно, в этих условиях, каждый
CP старается использовать возможности своей
специализации, уникальные каналы коммуникации с аудиторией, в
результате чего повысилась
"честность" работы на рынке.
Чего же можно ожидать " завтра " ? Можно предположить, что
"завтра" будет связано с
расширением CPA-программ. Если сегодня CPA-программы
построены с ориентацией в основном на премиум-SMS, то видится
перспективным их расширени е в область премиального WAP,
голосовых услуг, вообще любых технологий, которые поддерживает оператор.
Говоря о том, с какими CPA программами работают CP сегодня, можно выделить их основные достоинства и недостатки:
|
Плюсы достаточно очевидные : л юбой CP, который только собирается выходить на рынок, получает возможность работать по уже отлаженной CPA-программе, обладающей перечисленными достоинствами.
У каждого из операторов есть свои недостатки в реализации CPA, которые обобщены в правой части таблицы.
Р егиональн ая дифференциаци я в данном случае - это ситуация, когда CP приходится заключать несколько или даже десятки договоров с одним и тем же оператором. При этом каждый из договоров описывает отношения CP с подразделением оператора, работающим в том или ином регионе. В конце месяца возникает проблема подписания набора актов приемки-сдачи работ, опять же, десятков таких актов. В идеале хотелось бы прийти к подписанию одного договора и одного акта в рамках одной CPA -программы .
Единая точка подключения. С одной стороны, было бы очень просто подключиться к одной точке, и работать на всей территории, где оператор имеет лицензию на предоставление услуг . С другой стороны, если возникают какие-либо проблемы, технические или организационные, они транслируются на всю зону действия оператора. Это в полной мере касается и проблемы fraud, зачастую связ а нной с особенностями используемой платформой.
Безусловная проблема - то, что сегодняшние CPA ориентированы почти исключительно на модель, использующую premium-SMS. Это не стимулирует создание услуг, основанных на WAP и других ин новационных технологий .
Региональные провайдеры иногда идут по пути заимствования идей у операторов большой тройки. П ри э том региональный оператор обычно не имеет той зоны покрытия, развитой филиальной сети, как у федеральных операторов. В этих условия х используемые типовые платформы зачастую неоправданно сложны в использовании , и операторы иногда вынуждены привлекать к решению этих проблем неких "технологических агрегаторов", что усложняет процесс работы с такими операторами.
Сегодня нам предлагается большое количество инновационных услуг. Перед операторами и CP встает проблема выбора - каким образом стыковать эти инновационные и технически сложные услуги: создавать ли собственные службы (штат) для интеграции новинок или отдавать решение этих проблем сторонним компаниям .
На рынке появляются компании, которые можно условно назвать технологическими агрегаторами. Интересно разобраться, куда встраиваются такие компании в цепочке оказания услуг. Есть и еще одна важная проблема - технологический агрегатор зачастую старается взять на себя и непосредственно функцию CP , лоббируя свои интересы средствами технологической платформы .
Цепочки оказания услуг до (слева) и после (справа) появления технологических агрегаторов:
Агрегаторы данных | Агрегаторы данных |
Провайдеры контента | Провайдеры контента |
Провайдеры услуг | Провайдеры услуг |
Мобильные порталы | Мобильные порталы |
Провайдеры доступа | Провайдеры доступа |
Мобильные операторы | Агрегатор технологии |
Дистрибуторы услуг и контента | Мобильные операторы |
Производители оборудования | Дистрибуторы услуг и контента |
Производители оборудования | |
Потребитель |
Возникает вопрос - как должна меняться цепочка распределения доходов? Зачастую, через некоторое время технологический оператор плавно " забирает " себ е и функции контент-провайдера, предъявляя остальным участникам рынка такие условия подключения к технологическим платформам, которые делают невозможным продолжение их участия в оказании услуг, поскольку ставят под вопрос условия работы с правообладателями. На наш взгляд, участникам рынка следует обратить внимание на эту проблему, посколько она создает почву для неравной конкуренции на рынке, и, в результате, серьезно препятствует появлению качественных продуктов и услуг .
Рост услуг на основе браузинга - ответ рынка
В 2000-м году стали появляться первые аппараты с поддержкой WAP. Услуги на базе этой технологии в России получили устойчивое название "мобильный интернет".
Первоначально услуга была запущена исключительно из "инновационных" соображений, чтобы поддержать сервисы, предоставляемые производителями оборудования. В 2003-2004 годах поддержкой WAP и цветными дисплеями, поддержкой пакетной передачи данных обзавелось большинство телефонных аппаратов, что создало основу для развития WAP-услуг. Начиная с этого времени, WAP становится полноценным сервисом.
- WAР перестает быть
придатком Premium SMS, наблюдается стабильный рост трафика. SMS
используется только для тарификации |
Ниже представлен график, составленный на основе данных компании i-Free. Он показывает отношение числа сервисов, оказываемых на основе premium SMS к числу WAP-сервисов.
С января 2005 года, число WAP- и SMS-сервисов было примерно одинаковым, но затем мы видим уверенное превышение числа сервисов , основанных на WAP.
Это говорит о том, что, во-первых, растет число услуг, использующих WAP, как транспорт (скачивание картинок, полифонии и т.п), и, во-вторых, растет число WAP-сайтов, WAP-становится полноценным браузинговым сервисом, мобильный интернет действительно стал интернетом.
Возникают вопросы к оператору - не п ришло ли время менять модель распределения доходов по трафику? Сегодняшние модели распределения доходов были разработаны еще в 2000 году и не учитывают доходов оператора от трафика в CPA-программах , п ри том, что трафик постоянно растет. Такая ситуация сдерживает развитие новых, перспективных и очевидно востребованных абонентами сервисов, которые могли бы строиться исключительно на разделении доходов от трафика или быть комбинированн ыми: разделени е дохода от трафика + разделени е дохода от премиального контента.
Сегодня также совершенно очевидно , что стомиость WAP- трафика достаточно высока и не учитыва ет реалий рынка . Мы уверены , что снижение цен на WAP могло бы существенно повлиять на рост числа абонентов, использующих сервисы на основе WAP, и , как следствие, на общий рост доходов оператора.
Следующая проблема связана с качеством оказания услуг.
Качество услуг - главная причина спада на рынке
Спад на рынке в мае-июне 2005 года. Причины:
Как следствие, услуги отпугнули абонентов, а на рынке произошел передел между новыми игроками Средства борьбы за рост рынка: Ассоциация провайдеров мобильных услуг и контента разработала специальную программу |
Главные проблемы спада 2005 года, на наш взгляд, связаны с качеством оказания услуг. Услуги на базе WAP, на базе браузинга, сложны по своей технической реализации. Выход на рынок большого числа компаний, предложивших значительное количество сложных услуг, породил высокий процент ситуаций, когда абонент, желающий воспользоваться услугой, не может ее получить, тогда как оплата с него списывается в любом случае - уже при попытке воспользоваться услугой.
Операторы сейчас предпринимают ряд усилий : предлага ют абонентам содействие в бесплатной настройке их телефонов, появляется оборудование, которое может быть использовано для настройки телефонов дистанционно "по воздуху" (OTA).
Однако, т ем не менее, по статистике компании i-Free, сегодня лишь от 40 до 70% абонентов получают заказанн ый и оплаченн ый контент , а оставшиеся 30 - 60%, оплатив услугу, ее так и не получают. Это острейшая проблема, которую нужно срочно решать совместными усилиями всех игроков рынка , поскольку часть абонентов из-за этого отказывается от использования подобных услуг в дальнейшем.
С сентября 2005 года заработала "Ассоциация контент-провайдеров", одна из задач которой - борьба за повышение качества предоставления услуг. К настоящему времени разработана программа повышения качества оказания услуг. Всех, кому близка эта тема, приглашаем на сайт Ассоциации : http://www.cspa.ru/.
О перспективах.
Новые перспективы: мобильные платежи и мобильная коммерция
|
В последние годы появилось множество инновационных направлений оказания VAS услуг, ряд из которых уже успешно работает в некоторых зарубежных странах. Одно из таких направлений - проекты, которые объединяет общее название "мобильная коммерция". Здесь можно выделить два основных типа оказания услуг - мобильные услуги, предполагающие использовани е счета абонента сотовой связи для других платежей, а также мобильные услуги, основанные на использовании банковского счета абонента. С этим тесно связано и направления, базирующиеся на аутентификации абонента. В зарубежных странах это уже существенный рынок, а в России пока что мы делаем лишь первые шаги в этом направлении .
Для улучшения взаимодействия и повышения эффективности сотрудничества контент-провайдер ов и оператор ов была создана " Ассоциация провайдеров мобильных услуг и контента " , которая активно работа ет с сентября 2005 года. Сегодня Ассоциация приглашает к сотрудничеству всех провайдеров, согласных со своей программой , и готова осуществлять коммуникацию между операторами и провайдерами , способствуя решению любых актуальных вопросов развития отрасли.
Как связаться с Андреем Пристинским: andrey.pristinsky@i-free.ru
© записал А.Бойко, "Мобильный форум"
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru