MForum.ru
12.09.2013,
Маркетинговая справка любезно предоставлена автором для размещения на MForum.ru.
Широкополосная связь с авиалайнерами в настоящее время организуется одним из четырех способов:
• посредством сети наземных базовых станций;
• через спутниковые каналы связи диапазона частот L;
• через спутниковые каналы связи диапазона частот Ku;
• через спутниковые каналы связи диапазона частот Ka.
Первый способ целесообразно исключить из рассмотрения, поскольку к его недостаткам следует отнести реализуемость только на суше, а также то, что значительное количество коммерчески привлекательных для услуги ШПД воздушных трасс проходит над безлюдными районами РФ. Затраты на построение сети вышек, аналогичных сети вышек на территории США системы Gogo Inflight Internet, весьма велики и в этих районах заведомо не покрываются доходами от будущей услуги. Следует заметить, что технически возможна комбинация первого способа с третьим или четвертым, однако подобные решения находятся на ранних этапах разработки и/или тестирования.
Преимуществом второго способа является то, что работа в L-диапазоне обеспечена орбитальной группировкой и наземной инфраструктурой глобального масштаба, а также международного и межгосударственного статуса системы Inmarsat, что позволяет авиакомпании маневрировать авиационным парком в случае переназначения воздушных судов на другие маршруты без оглядки на рабочие зоны космических аппаратов. Серьезным недостатком второго способа по сравнению с третьим является ограниченная в настоящее время по скорости передачи данных пропускная способность спутниковых каналов связи (примерно в 20 раз меньше), что значительно удорожает услугу и ограничивает количество обращений пассажиров за услугами связи на борту воздушного судна. Поэтому этот способ также исключен из рассмотрения.
Наиболее коммерчески привлекательным выглядит третий способ с его высокими скоростями передачи данных и относительно дешевым трафиком, однако крайне важным является тот факт, что для Ku-диапазона существует прямая зависимость качества и непрерывности предоставления услуг связи на борту воздушного судна от организационно-технических возможностей наземного оператора связи, от масштабов его наземной сети, географического размещения наземных хабов, от состава и технических возможностей используемых оператором космических аппаратов, их энергетических характеристик, масштабов географического охвата воздушного пространства и территорий земной поверхности рабочими зонами антенн космических аппаратов. Зависимость от этих факторов факта может сковывать авиакомпании при переброске воздушных судов на другие маршруты, когда авиалайнер оснащен станциями типа VSAT с терминальным оборудованием конкретного изготовителя и одновременно связан с услугами конкретного наземного оператора (с хабами от изготовителя терминального оборудования борта).
Следует добавить, что для территории и воздушного пространства РФ определяющим с точки зрения обеспечения законности применения бортовых РЭС Ku-диапазона с одновременным обеспечением требований и условий маршрутизации трафика через российские наземные узловые станции (хабы) становится факт наличия национального наземного оператора фиксированной спутниковой связи, способного обеспечить связь в Ku-диапазоне.
В настоящее время на рынке представлены три решения указанной задачи с использованием спутниковых каналов связи:
• Global Communications Suite американской компании Panasonic Avionics Corp.;
• Yonder Mobile Broadband Service американской компании ViaSat Inc.;
• In-Flight Broadband американской компании Row44, Inc.;
Анонсирован также четвертый способ широкополосной связи с авиалайнерами – через спутниковые каналы связи частот Ka-диапазона – однако к настоящему моменту реализованных технических решений на рынке не представлено и имеется дефицит спутников, работающих в Ka-диапазоне, хотя две компании уже объявили о своих планах на использование Ka-диапазона для нужд ШПД на борту авиалайнеров:
• Yonder Mobile Broadband Service в Ka-диапазоне американской компании ViaSat Inc. (начиная с 2012 г.), техническая основа решения уже тестируется на лайнерах JetBlue Airways и в военной авиации;
• SwiftBroadband в Ka-диапазоне британской компании Inmarsat PLC. (начиная с 2015 г.).
Все указанные решения реализуются по следующему принципу:
В реализации решения для коммерческих авиалиний участвуют разработчик решения – компания-производитель оборудования спутниковой связи для бортов – и уполномоченный производителем глобальный оператор связи – первичный дилер решения. В ряде случаев по требованию национального законодательства страны, в воздушном пространстве которой предоставляются услуги, в том числе, в РФ, оператором спутниковой связи должен выступать национальный оператор спутниковой связи.
Global Communications Suite (Panasonic Avionics Corp.)
Решение Global Communications Suite является наиболее комплексным из всех решений, представленных на рынке. Как решение целиком, так и компоненты этого решения используются двумя десятками авиакомпаний по всему миру уже на сотнях бортов. Решение сертифицировано для лайнеров производства Airbus, Boeing и ряда других производителей.
Оператором спутниковой связи для этого решения выступает компания MTN Satellite Communications, ведущий мировой оператор услуг межконтинентальной спутниковой связи и сопутствующих контент-сервисов, использующая группировку спутников Intelsat и наземную сеть хабов iDirect.
Услуги: широкополосный интернет, доступ к VPN, он-лайн шоппинг, бронирование а/билетов в пункте назначения, IFE, online-TV, мобильная связь GSM и др.
В состав бортового телекоммуникационного комплекса Global Communications Suite входят системы:
• eXConnect – система ШПД на борт самолета по спутниковым каналам связи в диапазоне частот Ku, обеспечивающая доступ пассажиров и экипажа к интернету, VPN и др., телефонным и вещательным сетям, а также обеспечивающая служебную связь с самолетом по спутниковым каналам связи;
• eXPhone – система, обеспечивающая услуги мобильной GSM-связи на борту лайнера. Оператором мобильной связи выступает Aeromobile (совместное предприятие Telenor и ARINC), чьи расценки, как правило, ниже, чем тарифы обычного международного роуминга;
• eXTV – система, обеспечивающая пассажирам самолета доступ к вещанию Panasonic Airborne Television Network – глобальной телевизионной системы pay-per-view, принадлежащей Panasonic;
• eX2 (следующая модификация – eX3) – беспроводная IFE-система пассажирского салона, обеспечивающая доступ к подсистемам аудио/видео по запросу, игровым программам, телепередачам и т.д.
Ядром Global Communications Suite служит eXConnect, организующая на борту воздушного судна единую двустороннюю широкополосную коммуникационную сеть.
В ее состав входят:
• Антенна Aura-LE производства американской компании EMS Technologies (Space & Defense). За основу разработчики взяли антенну MIJET израильской компании Starling Advanced Communications. На ряде лайнеров Lufthansa прошлых лет выпуска используется антенна MELCO, смонтированная ранее для системы Connexion by Boeing, использовавшейся до 2006 г. в программе Lufthansa FlyNet.
• Спутниковый IP-роутер производства американской компании iDirect.
Согласно заявлениям PAC, комплекс обеспечивает скорости передачи данных до 30 Mbps (по другим данным – до 50 Mbps) по протоколу TCP/IP на downlink и до 1.5 Mbps uplink.
Global Communication Suite имеет сертификаты US FAA, US FCC, EASA и национальных регуляторов стран, в которых осуществляются операции.
Yonder Mobile Broadband Service (ViaSat Inc.)
Решение Yonder Mobile Broadband Service на сегодняшний день внедрено в пяти (ранее в шести, но две компании объединились) авиакомпаниях – американских JetBlue Airways, United Airlines, Frontier Airlines, канадской WestJet и австралийской Virgin Australia Airlines. Точное число оборудованных системой авиалайнеров неизвестно, но по разным оценкам составляет от одной до двух сотен. На коммерческих авиалиниях система Yonder используется только для услуг online-TV компании LiveTV. Предполагается, что с внедрением в 2012 г. системы Yonder в Ka-диапазоне на коммерческих авиалиниях будет предлагаться весь спектр услуг ШПД.
Оборудуется системой большое количество моделей самолетов производства фирм Boeing, Airbus и Embraer.
Значительно большее количество бортов оборудовано системой в бизнес-авиации. Можно сказать, что бизнес-авиация – основная сфера применения решения Yonder. В бизнес-авиации система используется как для online-TV, так и для доступа в интернет.
В системе Yonder используются спутниковая группировка ViaSat-1 и наземный сегмент SurfBeam2 фирмы ViaSat.
Бортовой комплекс ArcLight Mobile Satellite Communication System VMT-1500 производства ViaSat включает:
• антенну VR-12;
• спутниковый модем SurfBeam;
Согласно заявлениям ViaSat, комплекс обеспечивает скорости передачи данных до 10 Mbps на downlink (TCP/IP) и до 1 Mbps uplink.
ArcLight Mobile Satellite Communication System VMT-1500 не включает IFE-систему для кресел пассажирского салона и оборудование кабины экипаж и интегрируется с IFE-системами других производителей.
ArcLight Mobile Satellite Communication System VMT-1500 имеет сертификаты US FAA, US FCC, EASA и национальных регуляторов стран, в которых осуществляются операции.
In-Flight Broadband (Row44, Inc.)
К настоящему моменту решение In-Flight Broadband реализовано на коммерческих авиалиниях следующих компаний – американской Southwest Airlines (оснащено несколько десятков и планируется к оснащению около 500 бортов), норвежской Norwegian Air Shuttle (оснащено и планируется к оснащению около 40 бортов) и южноафриканской Mango (оснащено 4 борта) – в Северной Америке, в Европе, на Ближнем Востоке и в Южной Африке. Компания Alaska Airlines первоначально также планировала установку In-Flight Broadband на свои лайнеры, однако отказалась от этой системы в пользу наземной системы Gogo Inflight Internet.
Оборудование Row44 установлено в настоящий момент только на самолетах Boeing-737 различных серий и планируется к установке на Boeing-787. В Европе разрешено его устанавливать на Boeing-737-700, 800 и 900.
Следует заметить, что с декабря 2010 г. компания United Airlines тестирует совместную работу Row44 In-Flight Broadband и Aircell Gogo (использующую сеть наземных базовых станций). Испытания проходят на самолете Boeing-757-200.
Однако в настоящий момент судьба Row44 висит на волоске по двум причинам: во-первых, Row44 очень сильно не выдерживает график установки своих комплексов на борта своего крупнейшего клиента – Southwest Airlines – по причине хронической нехватки финансовых средств, а во-вторых, поглощение дочерней компании AirTran Airways, использующей Aircel Gogo более чем на 80 бортах, ставит Southwest перед выбором системы ШПД для объединенной компании. По ряду причин шансы Row44 не выглядят однозначными и, существует вероятность, что компания либо будет куплена компанией Southwest, что, возможно, приведет к отказу от сторонних клиентов, либо потеряет крупнейшего заказчика, что приведет, скорее всего, к ее банкротству.
Row44 использует спутниковую группировку и наземный сегмент Hughes. В планах компании к 2013 г. расширение операций на Мексику, Карибский бассейн, Северную Атлантику и на Россию. Для этого планируется использование спутников Telstar и Intelsat.
Планы на использование Ka-диапазона компанией не анонсировались.
Оператором решения Row44 выступает самостоятельно. Партнером Row44 по инсталляции, адаптации решения к требованиям заказчика, обслуживанию и сопровождению оборудования является Lufthansa Technik.
Услуги: широкополосный интернет, он-лайн шоппинг, бронирование а/билетов в пункте назначения, IFE, IPTV и др. В случае необходимости по требованию авиакомпании Row44 помимо своего стандартного набора контент-провайдеров предоставляет возможность портировать услуги сторонних контент-провайдеров.
Бортовое оборудование включает:
• комплекс KuStream 1000 производства американской фирмы TECOM Industries, состоящий из спутниковой антенны Satellite Antenna Assembly (SAA), устройства управления антенной Antenna Control Unit (ACU) и приемо-передатчика High Power Transeiver (HRT);
• Server Management Unit (SMU) и Modem Data Unit (MDU) производства американской компании AP Avionx (куплена немецкой компанией Kontron);
• Wi-Fi-роутеры в кабине авиалайнера производства американской фирмы EMS Aviation.
Согласно заявлениям Row44, комплекс обеспечивает скорости передачи данных до 12 Mbps по протоколу TCP/IP и 28 Mbps по протоколу UDP на downlink и до 2 Mbps uplink.
In-Flight Broadband не включает IFE-систему для кресел пассажирского салона и оборудование кабины экипажа, хотя, вероятно, может интегрироваться с IFE-системами других производителей.
Row44 имеет сертификаты US FAA, US FCC, EASA и национальных регуляторов стран, в которых осуществляются операции.
==
Краткое резюме. На сегодняшний день все попытки российских операторов (МегаФон) и авиакомпаний - Аэрофлот, S7, разбиваются о позицию Panasonic Avionics. Суть в том, что несколько лет назад, работавшим с Panasonic Avionics Boeing'ом, в качестве эксклюзивного партнера MTN Satellit Communications в России был рекомендован РУСАТ. Проблема в том, что в России, как всегда, специфика. В частности, "приземлять" трафик на территории России может только российский оператор. В MTN с партнерами работать не привыкли, а позиция Panasonic в том, что нет необходимости что-то менять в партнерской схеме. Ситуация не то чтобы совсем неразрешимая, но сложная, и когда она разрешится, непонятно. Если кто-то готов дополнить этот статус более свежими деталями, дополняйте.
теги: "связь на борту"
Публикации по теме:
18.05. [Новости компаний] LTE: Наземное LTE в комбинации со спутниковым каналом поможет ускорить и улучшить интернет на борту самолетов / MForum.ru
12.09. [Новости компаний] Связь на борту: WiFi в полете над США - почти повсеместно, почти недорого, почти быстро - почти никому не нужно? / MForum.ru
31.08. [Новости компаний] Связь на борту: Трансаэро выбрало зарубежных провайдеров - с адекватными ценами! / MForum.ru
31.08. [Новости компаний] Связь на борту самолета / MForum.ru
05.08. [Новости компаний] Связь в поезде, в других движущихся близко к поверхности Земли объектах / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru
13.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты подробности о китайской версии Vivo Y300 5G / MForum.ru
12.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты полные спецификации Google Pixel 9a / MForum.ru
12.12. [Новинки] Это интересно: Vivo создаст новый суббренд в следующем году / MForum.ru