Долгое время наличие встроенного почтового клиента было одной из отличительных черт телефонов бизнес-класса. В конце 90-х годов прошлого века для бизнес-пользователей важна была сама возможность получать и отправлять сообщения с мобильного устройства, однако за прошедшие годы требования абонентов из делового сегмента к функционалу «мобильного» обмена электронными письмами существенно возросли.
Особенно сильно рост потребностей заметен среди пользователей,
работающих в средних и крупных компаниях, обладающих корпоративными
серверами, выполняющими не только роль почтовый серверов, но
используемых для синхронизации календаря и других задач. Более того, во
внутрикорпоративных стандартах, описывающих требования к информационной
безопасности, у многих компаний прописана необходимость использования
для доступа к корпоративной электронной почте защищенных протоколов и
шифрования трафика. В тоже время, требования по защите информации
должны сочетаться с оперативностью получения сообщений достигаемой,
например, при использовании технологии push e-mail.
Для личных почтовых ящиков владельцы смартфонов могут реализовать
подобную функциональность самостоятельно, установив стороннее
программное обеспечение. Но, в случае с
корпоративной почтой подобный подход может оказаться неприемлем, ведь
параметры на доступ к аккаунту сохраняются на стороннем сервере. Более
того, за подобную «самодеятельность» у сотрудников вполне могут
появиться проблемы с корпоративной службой безопасности.
Одним из способов совмещения оперативности получения сообщений
корпоративной электронной почты на мобильные устройство с защищенностью
является использование услуг предлагаемых операторами мобильной
связи. В частности, услуга «
Офис Онлайн+»,
предлагаемая компанией МТС позволяет получить полноценный доступ к
корпоративной электронной почте с мобильного устройства. При
использовании данной услуги абонент получает возможность:
- Принимать, отправлять, пересылать и удалять сообщения электронной
почты, а также работать с вложенными файлами;
- Пользоваться календарем и управлять расписанием, в том числе
принимать и отклонять приглашения на встречи, а также изменять и
синхронизировать события в календаре;
- Работать с корпоративной адресной книгой на почтовом сервере:
заводить новые контакты, производить поиск контактов и номеров
телефонов, отправлять почту на указанные адреса.
«Офис Онлайн+» отличается гибкостью настроек. Правила синхронизации
могут быть настроены индивидуально для каждого конкретного
пользователя, при этом может быть выбрана как ручная синхронизация, так
и автоматическая, с настройкой времени поступления сообщений на
устройство по часам и дням недели. Управление услугой и настройка прав
пользователей может осуществляться непосредственно из офиса компании,
использующей данную услугу, что делает ее администрирование весьма
удобным.
Подключение «Офис Онлайн+» возможно только на корпоративных
тарифных планах, а пользоваться ей можно везде, где есть покрытие сети
GSM и GPRS-роуминг МТС. Для получения технической возможности доступа к
рассматриваемой услуге достаточно установить дополнительное программное
обеспечение на корпоративном почтовом сервере (поддерживаются Microsoft
Exchange и Lotus Domino) и на мобильном устройстве (поддерживаются
смартфоны и КПК с операционными системами Windows Mobile и Symbian). Со списком устройств совместимых
с данной услугой можно ознакомиться
здесь.
Приобретать какое-либо дополнительное оборудование или подключать
выделенные каналы связи для работы с «Офис Онлайн+» не требуется – все
необходимое оборудование размещено в компании МТС.
Думаю, о том, что такое «Корпоративный почтовый ящик» и «Почтовый клиент
мобильного устройства», ни у кого вопросов не возникло, а по поводу
остальных элементов схемы немного поясню. Push connector – это
специальное программное обеспечение, устанавливаемое на почтовый сервер
или отдельный компьютер во внутрикорпоративной сети компании. Основной
задачей Push connector является своевременное обнаружение изменений в
отслеживаемых почтовых ящиках, пересылка зашифрованных почтовых
сообщений на Relay Server,
получение зашифрованных почтовых сообщений с Relay Server, а также
синхронизация почтовыми клиентами локального рабочего места.
Relay Server представляет собой программно-аппаратный комплекс,
обеспечивающий обмен зашифрованными почтовыми сообщениями между Push
connector и Push клиент, при этом доставка сообщений на Push клиент
осуществляется без каких-либо задержек. Push-клиент – это программа,
устанавливаемая на мобильном устройстве пользователя услуги «Офис
Онлайн+». Основной задачей данного приложения является поддержание
соединения и зашифрованными обмен сообщениями с Relay Server по каналу
GPRS, шифрование/дешифрация исходящих/входящих сообщений, обновление
статуса сообщений (Прочитано, Не прочитано, Удалено, Отправлено и т.п.)
а также взаимодействие с почтовым клиентом и планировщиком мобильного
устройства.
Схема работы услуги действует схожим образом,
как при отправке, так и при получении сообщений, поэтому рассмотрим ее
работу только в режиме получения новых сообщений:
- Полученное извне письмо попадает в корпоративный почтовый ящик
абонента;
- При поступлении каждого нового письма Push connector шифрует его
и передает на Relay Server;
- Relay Server пересылает зашифрованное сообщение на Push-клиент;
- Push клиент расшифровывает полученное сообщение и помещает его в
папку «Входящие» почтового клиента мобильного устройства.
Таким образом, при использовании услуги «Офис Онлайн+» ее пользователь
получает не только мгновенный обмен сообщениями электронной почты, но и
безопасный обмен информацией между корпоративным почтовым сервером и
мобильным устройством. При этом можно настроить услугу на экономию
трафика – при получении сообщений, превышающих определенных объем, на
мобильном устройстве может отображаться лишь соответствующее
уведомление, а дозагрузка содержимого сообщения выполняется лишь по
запросу абонента.
Подключение корпоративных абонентов к «Офис Онлайн+» производится
следующим образом:
- Заполняют заявление и опросный лист, доступные на сайте компании МТС, после
чего обращаются с этими документами к своему персональному менеджеру;
- Устанавливают Push
connector на почтовый сервер или отдельный компьютер, принадлежащий
к локальной сети компании абонента;
- Устанавливают на мобильные телефоны сотрудников, которых
необходимо подключить к «Офис Онлайн+», программу
Push-клиент
В случае возникновения каких-либо проблем с подключением услуги всегда
можно обратиться за помощью в компанию МТС. С точки зрения расходов на
подключение и использование услуги, «Офис Онлайн+» вполне гуманен –
плата за подключение не взимается, а величина ежемесячной абонентской
платы составляет 100 рублей. Объем GPRS-трафика, расходуемого при
использовании услуги, оплачивается отдельно, согласно тарифному плану абонента по цене GPRS-Internet трафика. В случае нахождения абонента в
национальном или международном роуминге GPRS-трафик будет тарифицирован
по роуминговым тарифам.
Сравнение с другими почтовыми услугами от МТС
По своему позиционированию услуга «Офис Онлайн+» предназначена для
клиентов из крупных и средних компаний, при этом данная услуга
ориентирована на доступ к корпоративной электронной
почте. Однако,
«Офис Онлайн+» далеко не единственная
мобильная «почтовая»
услуга от МТС.
Для крупных компаний компания МТС предлагает услугу «
BlackBerry®»,
также реализующая функцию всплывающих сообщений электронной почты.
Однако, по сравнению с «Офис Онлайн+», данное решение требует больших
затрат – помимо сервера Microsoft Exchange и Lotus Domino, понадобится
2 Мb Интернет-канал для организации VPN-соединения с
оборудованием МТС для подключения к платформе BlackBerry®. Пользоваться
данной услугой можно лишь с устройств BlackBerry. Единовременные
затраты на развертывание данной услуги весьма значительны.
Еще одним решением на базе платформы BlackBerry® является услуга «
BlackBerry
Internet Service®», дающая возможность подключить смартфон
BlackBerry к личному почтовому ящику. В отличие от услуги «BlackBerry®»
для крупного бизнеса, «BlackBerry Internet Service®» ориентирована на
малый и средний бизнес. Для подключения к данной услуге достаточно
обзавестись смартфоном BlackBerry®, при этом в абонентскую плату,
составляющую 350 рублей в месяц, включен безлимитный почтовый трафик.
Однако, в отличие от услуг «BlackBerry®» и «Офис Онлайн+», уровень
защиты данных в «BlackBerry Internet Service®» ниже – используется
стандартный уровень защиты данных применяемый в технологии GPRS.
Кстати, услугу «BlackBerry Internet Service®» можно подключить в
дополнение к корпоративной услуге «BlackBerry®» для получения доступа к
личным почтовым ящикам.
Также на малый и средний бизнес рассчитаны услуги «
Почт@ онлайн»
и «
Бизнес-Почт@». Первая из
этих услуг дает возможность работать с личной и корпоративной почтой
практически с любого мобильного телефона. Данную услугу можно настроить
на работу в режиме WAP, SMS или MMS, при этом мгновенное получение
писем реализовано в режиме sms-сообщений, а просмотр вложений –
посредством WAP или MMS. Абонентская плата за услугу, в зависимости от
режима работы, варьируется от 100 до 200 рублей, а WAP-трафик
оплачивается согласно условиям тарифного плана абонента.
«Бизнес-Почт@» - это услуга несколько иного профиля, дающая возможность
организовать корпоративный почтовый сервер путем аренды оборудования
хостинг-провайдера Infobox (ЗАО "Национальные телекоммуникации").
Технически данный почтовый сервер организован на базе решения Microsoft
Exchange Server, что позволяет подключить и другие почтовые услуги от
МТС. В плюсах услуги «Бизнес-Почт@» снижение затрат на развертывание и
поддержку корпоративного почтового сервера – не требуется приобретение
оборудования и программного обеспечения, а также привлечение
специалистов для его настройки и администрирования.
Пользователи услуги «Бизнес-Почт@» также получают мгновенный обмен
электронными сообщениями на базе технологии Push e-mail. Ежемесячная
стоимость услуги составляет 300 рублей за каждый почтовый ящик, а объем
израсходованного GPRS-трафика оплачивается отдельно. По предоставляемым
функциям «Бизнес-Почт@» схожа с «Офис Онлайн+», за исключением того,
что при работе с «Офис Онлайн+» используется существующий почтовый
сервер компании-абонента, а передаваемая информация более надежно
защищена за счет использования протоколов шифрования.
Также, в ассортименте почтовых услуг компании МТС, существует
специальное предложение для владельцев iPhone – услуга «Корпоративный
iMail», дающая доступ к корпоративной и личной почте. Для подключения к услуге
корпоративного почтового ящика необходимо наличие Microsoft Exchange
Server. Основа услуги «Корпоративный iMail» – функции,
реализованные в iPhone, при ее использовании оплачивается лишь
потребляемый объем GPRS-трафика.
Если сравнить «Офис Онлайн+» с перечисленными услугами, то его
основными отличиями является совместимость с большим количеством
мобильных устройств, простота подключения услуги и низкая абонентская
плата. Таким образом, для целевой аудитории услуги – крупных и средних
компаний обладающих почтовыми серверами Microsoft Exchange Server или
Lotus Notes использование «Офис Онлайн+» позволит не только получить
защищенный доступ к корпоративной почте с мобильных устройств, но и
прилично сэкономить.
Конкурирующие предложения операторов «большой тройки»
Аналогичные услуги присутствуют и в предложениях других операторов
«большой тройки». Прямым конкурентом «Офис Онлайн+» от Билайн является
услуга «
Мобильная
почта», предлагающая практически идентичный функционал. Однако,
абонентская плата, взимаемая Билайн за данную услугу почти в 2 раза
выше – 170 рублей в месяц, GPRS-трафик, так же как и в предложении от
МТС, оплачивается отдельно.
В качестве некого аналога от Мегафон может выступать услуга «Офис
в кармане», но ее реализация значительно отличается от реализации
услуги МТС. Основной идей «Офиса в кармане» является обеспечение
доступа к корпоративной сети посредством защищенного подключения из
любой точки мира, где есть GSM-сети. Плата за подключение данной услуги
составляет 1180 рублей, а величина абонентской платы варьируется от 50
рублей, за вариант без предоплаченного объема трафика, до 1000 рублей
за безлимитный доступ.
Технически услуга «Офис в кармане» построена на организации связи между
внутрикорпоративной сетью абонента и внутренней сетью «МегаФон», к
которой представляется доступ посредством GPRS. Данное соединение может
быть установлено как с применением технологии тунелирования и
шифрования канала организованного в Интернет, так и с помощью
выделенной линии связи. Далее каждому корпоративному клиенту выделяется
пул внутренних IP-адресов сети «МегаФон» и присваивается отдельный код
доступа APN, который определяет настройки виртуальной подсети клиента в
рамках сети «МегаФон». Однако данная услуга в большей мере
ориентирована на удаленный доступ к корпоративной сети с персональных
компьютеров и ноутбуков, чем на работу с электронной почтой на
мобильных устройствах, поэтому, на мой взгляд, рассматривать ее как
прямого конкурента «Офис Онлайн+» не следует.
Резюме
Запустив в коммерческую эксплуатацию услугу «Офис Онлайн+» компания МТС
сделала еще одно выгодное предложение своим бизнес-абонентам,
получившим возможность комфортно работать с электронной почтой вдали от
офиса и при этом не беспокоиться за сохранность и конфиденциальность
информации. Конечно, «Офис Онлайн+» - это исключительно нишевое
предложение, рассчитанное на крупные и средние компании, с почтовой
системой построенной на базе Microsoft Exchange Server или Lotus Notes,
но оно отлично дополнило ассортимент «почтовых» решений от МТС,
полностью перекрывающих потребности самых разных категорий
корпоративных пользователей.