Обмен опытом, VAS: Досье Ring Back Tone. Руководство для успеха

MForum.ru

Обмен опытом, VAS: Досье Ring Back Tone. Руководство для успеха

21.11.2005, "ПРАЙМ-ТАСС"

В течение последних 4-5 лет в России и СНГ наблюдается устойчивый рост спроса операторов сотовой связи на различные VAS-услуги.


По оценкам iKS-Consulting, в 2005 г доходы российских операторов от дополнительных услуг вырастут более чем на 70 проц по сравнению с 2004 г. Объем российского рынка дополнительных услуг сотовой связи превысит 1,6 млрд долл., а доля дополнительных услуг в общих доходах операторов может составить 15,5 проц. Наиболее быстрорастущими услугами в последующие несколько лет будут являться мо бильный Интернет и контент-ус луги. В 2005 г их совокупная до ля в общем объеме доходов от дополнительных услуг может приблизиться к 50 проц.

В этом году особенно активный интерес проявляется к новому сер вису RBT /Ring Back Tone/, уже хорошо известному абонентам в Юго-Восточной Азии и постепенно раз вивающемуся в Европе. На данный момент в РФ и странах СНГ уже существует несколько инсталляций услуги. В России это операторы МТС, "МегаФон-Поволжье", НТК /Дальний Восток/, а в СНГ стартовавший в этом году украинский оператор "Астелит" и ведущий оператор в Азербайджане Azercell. При выборе данного сервиса возникает ряд во просов, связанных с функциональ ными возможностями продукта, эффективностью внедрения услуги и перспективами развития RBT. Представленный материал даст необходимую информацию по этим моментам и позволит заглянуть в ближайшее будущее Ring Back Tone.

Как работает.

В ходе обзора рынка решений RBT, предлагаемых различными поставщиками, выделен ряд "стандартных" /так как у каждого поставщика есть свои "know how"/ функциональных возможностей услуги. Сервис RBT предоставляет абоненту возможность заменять КПВ /контроль посыла вызова или гудки в трубке/ на мелодию, собственное звуковое сообщение или звуковое сообщение по умолчанию для входящих вызовов. Пользователь услуги может назначать соб ственное звуковое сообщение или мелодию конкретному абоненту или группе абонентов, а также устанав ливать мелодию в соответствии со временем суток и днем недели. В части управления контентом существуют следующие возможности:

  • формировать персональный список мелодий путем заказа зву ковых фрагментов, предлагаемых контент-провайдерами и оператором мобильной связи;

  • формировать персональный список мелодий путем записи собственного звукового сообщения;

  • использовать мелодии персонального списка для замены КПВ;

  • прослушать мелодии персонального списка.

Управление профилем, подключе ние/отключение услуги доступно абоненту по различным транспортам: IVR/SMS/USSD/JUST /STK//Web. Оператор в свою очередь может создавать /добавлять/ удалять/ профили для неограниченного числа контент-провайдеров и формировать ка тегории мелодий /TOP, Russian TOP и т.д./. Также отметим, что это новый тип контент-услуги обычно с простым и удобным интерфейсом для контент-провайдеров, контролем качества поставляемого контента и, что немаловажно, отсутствием требований к мобильным терминалам.

Представленные функциональные возможности позволяют говорить об уникальности этой услуги на рынке и хороших перспективах эксплуатации сервиса на сети оператора.

Как заработать

Эффективность внедрения услуги Ring Back Tone обеспечивается перечисленными ниже факторами. Во-первых, услуга носит весьма оригинальный и развлекательный характер, что, безусловно, выделит ее для пользователей и привлечет их. Во-вторых, сервис направлен на массовое использование и сам факт предоставления может создать хорошие предпосылки к "веерному" подключению абонентов к услуге. В-третьих, в области получения доходов существуют возможности использования гибких вариан тов тарификации услуги /абонентская плата, плата за подключение услуги, оплата заказа мелодии, оплата изменения профиля и т.д./. И, в-четвертых, для продвижения сервиса "в массы" существует отличная возможность привлечь компетентных контент-провайдеров.

Построение бизнеса RBT возможно на принципе разделения доходов /Revenue Sharing/ между его участниками. При классической схеме разделения доходов таких участников двое: оператор, предоставляющий инфраструктуру своей сети для доставки данного вида контента, и непосредственно сам контент-провайдер, обеспечивающий наполнение данного сервиса лицензионной продукцией.

К сожалению, сейчас в России нет открытых статистических данных о работе RBT в части роста пользователей услуги. Поэтому здесь будет представлена пессимистичная модель развития бизнеса, т.е. мы будем говорить о линейном росте пользователей сервиса, не учитывая "взрывной" /скачкообразный/ рост, связанный с рекламой и различными маркетинговыми акциями. Итак, первичные данные:

  • два участника бизнеса — контент-провайдер и оператор;

  • доля в разделении доходов —50/50;

  • ARPU услуги — 2 долл /см. таблицу/;

  • рассматриваемый период —2 года;

  • рост пользователей услуги — линейный;

  • абонентская база оператора —1 млн человек;

  • количество пользователей услуги на конец периода — 100 тыс человек;

Стоимость предоставления услуги RBT для абонента операторами

 

Расчеты показали, что при таком ходе событий срок окупаемости проекта составит для оператора максимум 1,5 года /рис. 1/. И это на основании пессимистичного прогноза по приросту пользователей услуги.

 

Таким образом, эксплуатация RBT не только позволит предостав лять уникальный развлекательный сервис абонентам, но и принесет ощутимый экономический эффект всем участникам бизнеса.

"Мелоринг" — первый RBT в СНГ

Услуга "Мелоринг", реализованная украинским оператором "Астелит" /брэнд "life:)"/, находится в коммерческой эксплуатации с февраля 2005 г. Пока оператор не предоставлял открытых данных по количеству пользователей услуги — это легко объяснимо коммерческой тайной. Известно только, что на период запуска сервиса /а это произошло практически одновременно с выходом оператора на рынок/ процент проникновения услуги был высок в соотношении к общей абонентской базе. На текущий момент сервис успешно работает и доступен для управления абонента ми через USSD, IVR и Web-интерфейсы.

Стоит отметить, что управление услугой наиболее эффективно производить через Web-интерфейс. В представленном на сайте "Астелита" Web-профиле пользователя услуги отражены все стандартные возможности такого сервиса. Абонент может выбирать мелодии /из списков, предлагаемых оператором/ добавлять их в собственный пул, создавать различные группы абонентов и устанавливать проигрывание мелодии в зависимости от времени суток или дня недели. Наглядный пример, когда теория успешно реализовалась на практике.

Новые горизонты

Любая система имеет несколько стадий существования и развивается по спирали. RBT не исключение. В ближайшее время сервис приобретет дополнительные функциональные возможности. С их помощью абонен ты смогут заменять КПВ во время исходящих вызовов на мелодию или звуковое сообщение и настраивать проигрывание случайной мелодии из пула заказанных мелодий для входящих и исходящих вызовов. Это обусловлено тем, что абонентам весьма приятно платить за услугу /в данном случае прослушивание мелодии/ для себя, а не только для других. Также будут появляться такие услуги, как "Мелодия в подарок" /оплатив стоимость заказа/, "Мелодия для двоих" /одновременная установка единой мелодии двум абонентам услуги для взаимных вызовов/.

На базе RBT можно организовывать различные виртуальные игры и акции. Например, услуга "Музыкальные знакомства". Основная цель: поиск собеседников /новых знакомых/ в соответствии с общими музыкальными пристрастиями и местоположением /с использованием LBS/. Игра "Найди мелодию". Цель участника игры — найти мелодию, аналогичную собственной, и заработать призовые очки. При наборе определенной суммы абонент попадает в некий пул игроков, среди которых далее будет производиться розыгрыш ценных призов.

Какие плюсы несут в себе такие решения? Очевидно, что общение с новыми знакомыми повлечет за собой увеличение голосового /а возможно, и SMS,/ трафика внутри сети, а из дополнительных выгод - увеличение интереса к услуге INORBT и укрепление лояльности абонентов.

Несомненно, что очередные витки научно-технического прогресса заставляют всех поставщиков решений обеспечивать поддержку новых технологий. Поэтому совершенно естественным представляется миграция услуги RBT в 3G с поддержкой современных тех нологий передачи данных. В процессе дозвона абонент сможет не только слушать, но и "смотреть" мелодию /к примеру, фрагменты клипа любимого исполнителя/. Еще одной отличительной особенностью сервиса может стать интеграция RBT с различными услугами: VPN, Black List, Virtual Number для реализации единой точки управления персонификацией вызовов.

Иногда может потребоваться не только изменение технологий и на сыщение новым функционалом, но и репозиционирование сервиса. Что имеется в виду? При массовом проникновении услуги данный сервис может постепенно перейти из категории дополнительных в группу "по умолчанию" и будет находиться в стандартном пакете услуг, предлагаемых при подключении. Зная "леность" абонента, можно утверждать, что он, как минимум, будет пользоваться "мелодией дня", а как максимум, активно включаться в заказы мелодий и настройки своих профилей. Вы спросите, а когда этого ожидать? Сначала должен пройти период повсеместного внедрения данного сервиса, "привыкания" к нему абонентов, и только потом переход к новой модели бизнеса на базе RBT. Исходя из оценки предполагаемых планов крупных операторов России, такие изменения произойдут не ранее чем через два года.

© Артем Парфентьев, НПФ "БЕРКУТ", впервые опубликовано на "ПРАЙМ-ТАСС"

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 6 ms, lookup=1 ms, find=5 ms

Последние сообщения в форумах

Ничего не найдено.

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

27.11. [Новинки] Анонсы: Прочный смартфон Realme C75 представлен официально / MForum.ru

26.11. [Новинки] Анонсы: Oppo Pad 3 на базе MediaTek Dimensity 8350 представлен официально / MForum.ru

26.11. [Новинки] Анонсы: Представлены Reno 13 и Reno 13 Pro – первые смартфоны на базе Dimensity 8350 / MForum.ru

25.11. [Новинки] Анонсы: Представлен Vivo Y300 5G с 50-мегапиксельной основной камерой / MForum.ru

25.11. [Новинки] Слухи: Moto G 5G (2025) замечен на рендерах / MForum.ru

22.11. [Новинки] Слухи: Google отменила Pixel Tablet 2, а не Pixel Tablet 3 / MForum.ru

22.11. [Новинки] Анонсы: Nubia Z70 Ultra дебютирвал с SD 8 Elite и 35-миллиметровой основной камерой с переменной апертурой / MForum.ru

21.11. [Новинки] Анонсы: Oppo Find X8 и X8 Pro выходят на глобальный рынок / MForum.ru

21.11. [Новинки] Слухи: Google отменяет Pixel Tablet 3 / MForum.ru

20.11. [Новинки] Слухи: Reno 13 и Reno 13 Pro замечены в Geekbench / MForum.ru

20.11. [Новинки] Слухи: Nubia Z70 Ultra с впечатляющей камерой представят 21 ноября / MForum.ru

19.11. [Новинки] Анонсы: Представлен ZTE Blade V70 с основной камерой 108 МП и аналогом Dynamic Island / MForum.ru

19.11. [Новинки] Слухи: HMD Icon Flip 1 готовится к анонсу / MForum.ru

18.11. [Новинки] Слухи: Samsung Galaxy A36 получит улучшенную фронтальную камеру / MForum.ru

18.11. [Новинки] Слухи: Vivo Y300 5G появился на «живых» фото / MForum.ru

15.11. [Новинки] Слухи: Стали известные некоторые спецификации Realme C75 / MForum.ru

15.11. [Новинки] Слухи: Realme Narzo 70 Curve готовится к анонсу / MForum.ru

14.11. [Новинки] Анонсы: Представлены Nubia Red Magix 10 Pro и 10 Pro+ с SD 8 Elite и огромными батареями / MForum.ru

13.11. [Новинки] Слухи: Vivo X200 и X200 Pro готовятся к глобальному релизу / MForum.ru

13.11. [Новинки] Слухи: Стали известны основные характеристики и особенности серии iQOO Neo10 / MForum.ru